moarshal | Дата: Суббота, 12.10.2013, 14:43 | Сообщение # 1 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 24
Статус: Offline
| Мысль о создании немедикаментозных методов релаксации — снятия нервного и мышечного напряжения и восстановления работоспособности занимает многих исследователей. Важность этого направления состоит втом, что мозг и центральная нервная система определяют развитие сердечно-сосудистых, неврологических, психических заболеваний.Под влиянием на человека длительных или патологических раздражителей — стресс-факторов (травм, ожогов, эмоциональных воздействий и других) возникает состояние, приводящее к напряжению адаптационных механизмов организма — адаптационный синдром, который проходит три стадии — мобилизации исходных сил организма, резистентности и стадию истощения. При функциональной слабости адаптивных механизмов стадия истощения приводит к тому, что адаптационный синдром приобретает патогенный характер с нарушением механизмов гомеостаза, обеспечивающих постоянство внутренней среды организма. Исходом стресс-реакций может быть возврат к первоначальному состоянию организма или возникновению болезни.К примеру, общеизвестным является тот факт, что отрицательные эмоции характеризуются длительным последействием и суммацией, способностью переходить в форму так называемого застойного эмоционального возбуждения, которое может сохраняться в центральной нервной системе даже после устранения соответствующей ситуации. При наличии слабого звена в организме оно оказывает патогенное Сияние на функции головного мозга, способствует снижению сопротивляемости организма, нарушениям обмена веществ, возникновению заболеваний сердца, сосудов, так называемых психосоматических болезней.Повышение устойчивости к стрессогенным раздражениям может быть достигнуто мероприятиями «поведенческой медицины», согласно которой используются нелекарственные методы лечения. Учеными доказано, что мощным антистрессорным фактором являются положительные эмоции. В связи с этим специалисты считают, что профилактика и лечение патологических последствий психо-эмоциональных стрессов должны проводиться с учетом так называемого «золотого правила нормы»: периоды эмоционального напряжения у человека даже в самых острых ситуациях не опасны для здоровья, если они завершаются периодами активного отдыха, расслабления, сопровождаются положительными эмоциональными ощущениями.Именно этим требованиям отвечают сеансы в Сенсорной комнате — они сопровождаются релаксирующей музыкой и ароматерапией, расслаблением на водяной кровати и плаванием в «сухом бассейне». Однако первые и наиболее эмоционально окрашенные впечатления производят неподвижные или медленно передвигающиеся световые и цветовые эффекты, переливающиеся «фонтаны» и «водопады». Это тем более важно, поскольку среди различных органов чувств наиболее ответственная роль в процессе познания принадлежит органу зрения, через который мы воспринимаем до 90% информации из окружающего нас мира. По образному выражению одного видного физиолога, глаз является частью головного мозга, вынесенной на периферию для контакта с внешней средой.Несколько десятков лет назад создатель известного атласа цветов Б.Е.Рабкин предлагал с целью увеличения освещенности и снижения зрительного и общего утомления человека использовать хроматические цвета при оформлении рабочих мест на предприятиях и окраске зданий, особенно в северных городах. Он писал: «Важнейший принцип цветового оформления — во что бы то ни стало избегать монотонности в окраске». Исследования показали, что окраска рабочих мест в рациональные цвета (светло-голубой, голубой, оранжевый и желто-оранжевый цвета) способствует уменьшению зрительного и нервного напряжения рабочих и сокращению числа несчастных случаев и невыходов на работу.В Сенсорной комнате (SNOESELEN) созданы условия для получения положительных эмоций и приятных ощущений: мягкие, светлых тонов покрытия её стен и пола создают ощущение комфорта; пациент имеет возможность принять удобное положение на насыпных сидениях, теплом водяном матрасе с подогревом, повторяющем форму поверхности тела или в «сухом бассейне» — сыпучей среде, позволяющей принять ту индивидуальную позу, которая соответствует состоянию мышечного тонуса туловища и конечностей данного пациента и способствует расслаблению.Медленно передвигающиеся неяркие световые и цветовые эффекты и релаксирующая музыка, созданная композиторами разных стран мира, ароматические масла, имеющие разное назначение, различные тактильные и вестибулярные ощущения — вот далеко не полный перечень адекватных и необходимых каждому организму ощущений, которые получает пациент в Сенсорной комнате.На специальных панелях с разноцветными мерцающими огоньками, привлекающими внимание, размещены предметы различной формы, изготовленные из разных по фактуре материалов — ткани, дерева, пластмассы и др. Ощупывая их, пациенты с нарушением функции верхних конечностей учатся различать ощущения: теплый — холодный, мягкий — жесткий. Активно используя для изучения орган зрения, они тем самым развивают зрительно-моторную координацию, тактильную чувствительность кончиков пальцев, осваивают различные виды захватов кистью. Передвигаясь по мягким матам, являющимся неустойчивой поверхностью, развивают реакции равновесия, а повороты и вращения в «сухом бассейне», сопровождающиеся возникновением различного рода ускорений, способствуют тренировке вестибулярного аппарата — органа равновесия.В освоении новых ощущений принимают участие пациенты со сниженным зрением, слухом, ограничением функции верхних конечностей и даже те, у кого лишь в слабой степени сохранны движения рук, кисти или ног. Они используют специально созданные так называемые Переключающие системы, реагирующие на прикосновение пальца, ладони, сотрясение или вибрацию. Переключающие системы, используемые в условиях Сенсорной комнаты, функционируют по принципу приборов с биологической обратной связью.Как установлено английскими учеными «оккупация мозга» сенсорными стимулами, наступающая после 15-20 минут пребывания в Сенсорной комнате, способствует достижению состояния релаксации (расслабления), на фоне которой нормализуются многие функции человеческого организма.В связи с этим возможности, открываемые Сенсорной комнатой, привлекают внимание специалистов различного профиля — педагогов и воспитателей, логопедов и психологов, работающих как с детьми, так и с взрослыми пациентами и здоровыми людьми, работающими в сложных условиях и чрезвычайных ситуациях.Состояние расслабления, достигаемое в Сенсорной комнате, является, с одной стороны, благоприятным фоном для психотерапевтической, логопедической и другой коррекционной работы с пациентом, а, с другой стороны, различного назначения панели и другие приспособления и эффекты комнаты привлекают внимание пациента, возбуждают его интерес и стимулируют подвижность и исследовательский подход.Как показывает опыт лечения патологических состояний у детей, объединяемых по доминирующему признаку — патологии в эмоционально-волевой сфере и в области характера, на первом месте стоят медико-педагогические мероприятия. Как правило, такие патологические проявления, как склонность к разрушительным действиям, резкие немотивированные колебания настроения, или, наоборот, застенчивость и робость, ранимость, часто двигательная неловкость и повышенная обидчивость ребенка являются следствием гипоопеки и безнадзорности, черствости и даже жестокости окружающих. Поэтому важное значение имеет изъятие пациента из неблагоприятных микросоциальных условий, травмирующих психику и предрасполагающих к формированию и закреплению неправильных психопатических реакций ребенка или подростка.Пребывание в новой, особой среде обитания — Сенсорной комнате с обилием положительных стимулов, эмоций, красочной и травмобезопасной, создающей условия для преобладания процессов торможения в центральной нервной системе, является благоприятным фоном для работы с этими детьми многих специалистов — психологов, педагогов, логопедов и других.Спокойная, доброжелательная обстановка, присутствие взрослых, в сочетании с мощным положительным эмоциональным влиянием эффектов Сенсорной комнаты способствует созданию у таких детей ощущения защищенности, спокойной уверенности в себе. С одной стороны, создаются условия для тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности, а, с другой стороны, внимание ребенка привлекается различными вращающимися, изменяющими цвет панелями и приспособлениями для изучения. Ими активно осваиваются новые ощущения, что стимулирует познавательную деятельность детей и мотивацию.Как показывает опыт работы нашей больницы, использующей Сенсорную комнату более 5 лет, можно сделать предварительные выводы о том, что богатство положительных эмоций в условиях Сенсорной комнаты способствует развитию внутренних резервов у детей с ограниченными возможностями и формированию у них новых ценностных понятий и качеств, основанных на доброжелательности. Они учатся общаться, делиться впечатлениями. Клинические данные и наблюдения за детьми, которым в комплексе реабилитационных мероприятий использовалась Сенсорная комната, позволяют сделать предварительные выводы о её выраженном положительном воздействии, однако этот предмет требует углубленного изучения и научного подтверждения.Очарование «живой сказки», создающей радостное настроение в сочетании с набором благоприятных воздействий на организм человека делают Сенсорную комнату незаменимой при множестве состояний как средства оздоровления и профилактики ухудшения состояния здоровья людей.
|
|
| |