Пять столпов, по-арабски «аркаан ад-дин», в дословном переводе обозначает «опоры или основы религии». Они являются фундаментальными принципами или требованиями ислама, однозначно и недвусмысленно признаваемыми всеми его направлениями. Соблюдение пяти столпов требуется от всех мусульман. В действительности есть много мусульман, которые в те или иные периоды своей жизни соблюдают разве что принцип шахады (признание единого Бога и Мухаммеда его пророком). Шахада является важнейшим элементом, и без нее никто не может считать себя мусульманином в каком бы ни было смысле. Закят обязан выплачивать каждый свободный мусульманин, обладающий определённым минимумом любого вида имущества, подпадающего под данную выплату. Если человек обладает имуществом или денежными средствами в количестве, с которого следует выплачивать закят, но при этом является должником, то с соответствующей суммы следует вычесть сумму долга, после чего закят выплачивается с полученного остатка, если он не ниже облагаемого закятом минимума. В противном случае человек считается бедняком и закят с его имущества не выплачивается. Срок давности затягивания выплаты закята не освобождает мусульманина от его обязанности. Если человек умер, не успев выплатить положенный с его имущества закят, то это должны сделать его близкие, перед тем как имущество будет поделено между законными наследниками и людьми, отмеченными в завещании. С момента как мусульманин стал владельцем установленного для выплаты закята минимума имущества, должен пройти один лунный год непрерывного владения этим минимумом. После этого выплата закята становится для такого человека обязательной. Задерживать выплату запрещено, если человек не лишён возможности совершить её. В противном случае выплату закята можно отложить до появления такой возможности. Допускается выплата закята до наступления обязательного срока, если есть такая необходимость или это соответствует интересам нуждающихся. Недозволительно пытаться (хитростью или уловками) избежать уплаты закята, злонамеренно тратя своё имущество, подлежащее к выплате. Закят – это один из видов поклонения Всевышнему Аллаху, и он требует искренности и неподдельности. Человек, отрицающий обязательность выплаты закята, не является мусульманином по единогласному мнению всех учёных. С какого имущества? Мусульманин должен определить все виды имущества, с которых ему необходимо выплатить закят. Для каждого из этих видов установлены свои определённые количественные минимумы, имея которые человек попадает в категорию облагаемых закятом. С каждого из этих видов закят выплачивается отдельно. Если человек владеет разными видами имущества в количествах, меньших определённых для них минимумов, ему не нужно добавлять одно к другому с целью достичь установленного минимума и не следует выплачивать с них закят. Виды имущества, с которых выплачивается закят: 1. денежные ценности, финансовые инвестиции, драгоценности для продажи, благополучные кредиты, прибыльное имущество. Последнее облагается закятом вместе с полученным от него доходом; 2. имущество от торговой и производственной деятельности; 3. урожай с сельхозугодий: посевных площадей, объектов садоводства и т. п.; 4. скот; 5. доход от собственности, инвестируемый в сферу предоставления услуг; 6. заработная плата. Виды имущества, с которых не выплачивается закят: 1. имущество, используемое на личные расходы. Они включают расходы домашних хозяйств на предметы потребления длительного пользования (дом, автомобили, холодильники, видеомагнитофоны, книги и т. п.). На товары текущего потребления (одежду, хлеб, молоко и пр.), а также потребительские расходы на услуги (врачей, юристов, учителей и т. п.); 2. имущество устойчивой собственности (стабильного владения), используемое бизнесменами, производителями и т. п. Оно включает недвижимую собственность (землю, сооружения), а также движимую собственность (станки, машины, аппаратуру и другие орудия производства); 3. безвозвратные кредиты, получить обратно которые уже не осталось надежды; 4. порочное имущество и имущество, приобретённое незаконным, нечестным путём (такое имущество теряет условие законности владения им); 5. имущество, не достигающее установленного для него количественного минимума после вычета долговых обязательств; 6. имущество, не достигающее установленного для него количественного минимума; 7. драгоценности, использующиеся в качестве украшений в пределах принятого обычая. Если они превосходят предел принятого обычая, с них причитается закят в размере 2,5 % по истечении каждого года; 8. имущество благотворительных, общественных организаций и общественное имущество. Закят с денежных средств В денежные эквиваленты, подлежащие закятообложению, входят: бумажные деньги, акции (и другие подтверждения инвестиционного вклада), благополучные кредиты (которые будут реально выплачены), текущие счета в банках. По прошествии года владения количественным минимумом денежных средств (денежный эквивалент 85 граммов золота) из их суммарной стоимости вычитается сумма текущих долговых обязательств. После этого, если итоговая сумма превышает денежный эквивалент 85 граммов золота, с неё в качестве закята выплачивается 2,5 %, в случае отсчёта года по исламскому летоисчислению, и 2,575 % – по григорианскому календарю. При расчёте суммы закятооблагаемой массы денежных средств также учитывается вся полученная прибыль с ценных бумаг, имеющаяся в наличии, если она заработана дозволенным путём. Закят с золота и серебра (не в денежном варианте) выплачивается отдельно от денег и отдельно друг от друга. Минимальное количество золота, облагаемого закятом, – 85 граммов, серебра – 595 граммов. Закят с них выплачивается в размере 2,5 % от стоимости. Закят с торговли Товаром именуется всё, что человек намеревается продать с целью получения прибыли: продукты питания, автомобили, земельные участки… Торговец или бизнесмен должен установить годичный срок для расчёта и выплаты закята, по истечении которого он должен будет оценить свой капитал и товар, удерживая обязательные к выплате текущие обязательства и долги. Объём закятооблагаемого имущества составит остаток после вычета указанных обязательств. Товар необходимо оценить по его оптовой рыночной стоимости. Благополучные кредиты нужно оценить соразмерно надеждам на их возвращение. Инвестиции необходимо оценивать по их рыночной стоимости. Банковские счета и бюджет – по ценовому балансу. Если общий объём составит сумму эквивалентную 85 граммам золота, то сумма закята будет равна 2,5 % от общей суммы имущества. Если коммерческая деятельность осуществляется на корпоративных началах, то объём выплачиваемого закята каждого из участников определяется размером его капитала в совместном предприятии. Выплатить закят можно и товаром. Предпочтительнее всего оценивать интересы бедняка, для которого товар может быть полезнее денег, и наоборот. Нормы выплаты закята с коммерческой деятельности относятся и к производственной. Недвижимость в виде жилья, предназначенная для проживания; участки земли, предназначенные для застройки или характер использования которых ещё не определён, и т. п. закятом не облагаются. В случае с сельским хозяйством закят выплачивается с того, что растёт на земле, хранится и выращивается людьми. Для того чтобы сельхозпродукция облагалась закятом, она должна достигать веса в 652 кг. С урожая, который получен с земли, орошаемой без применения вспомогательных средств, выплачивается десятая часть (10 %), в противном случае – двадцатая (5 %). Закят со скота Выплата закята со скота обязательна, по мнению всех учёных. Под скотом подразумеваются крупнорогатый скот, верблюды, овцы, козы и т. п. Закят не выплачивается с рабочих животных, так как в этом случае они становятся владением личного пользования. Скот, приобретённый в коммерческих целях, облагается закятом на основе положений расчёта закята с коммерческой деятельности. Закят со скота выплачивается следующим образом. Необходимо определить срок и дату выплаты закята, которая производится по истечении каждого года. Определив количество голов каждого вида скота, следует сопоставить его с минимальным количеством голов каждого вида, начиная с которого выплата закята становится обязательной. Закят выплачивается только с тех видов животных, количество которых достигает необходимого минимума: 30 – для коров, 40 – для овец. С 30 коров закят выплачивается годовалым телёнком (тёлкой), с 40 – двухгодовалым телёнком (тёлкой), с 60 – отдаются два годовалых телёнка, с 70 – один двухгодовалый телёнок и один годовалый, с 80 – два двухгодовалых телёнка, с 90 – три годовалых телёнка, со 100 – один двухгодовалый и два годовалых, со 110 – два двухгодовалых и один годовалый, с 120 – три двухгодовалых или четыре годовалых. Далее закят рассчитывается по принципу, изложенному в хадисе: «…с каждых тридцати коров – один годовалый телёнок (тёлка), а с каждых сорока – один двухгодовалый». С сорока овец – одна. Со 121 овцы – две, с 200 до 300 – три овцы. Если овец больше трёхсот, то с каждой сотни отдаётся по одной овце. По единогласному мнению учёных, если количество скота выше одного установленного предела, но ниже следующего, то с количества, на которое превышен первый предел, закят не выплачивается. Кому выплачивать? Правом на определение категорий людей, которые получают закят, обладает только Всевышний Аллах. Ни Посланник Аллаха (мир ему), ни правитель исламского государства не являлись исключениями из этого правила. Всевышний Аллах сказал: «Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» (сура «Покаяние», аят 60). Нищие – те, кто не может обеспечить себе ежедневное пропитание. Бедные – это те, кто не в состоянии обеспечить себе всё необходимое для жизни. Человек не является бедным, если он имеет то, что превышает минимум еды, питья, одежды, жилья, необходимых средств пользования и т. п. для него самого и его детей. В противном случае человек является бедняком и пользуется правом на получение закята. Пророк (мир ему) говорил: «…закят следует брать с богатых и отдавать бедным». Занятые сбором – это те, кто занимаются сбором, хранением, охраной и распределением закята. Также в их обязанности входят вопросы управления, контроля и пропаганды. Те, чьи сердца хотят завоевать,могут не являться бедными, но попадают в категорию получающих закят, с помощью чего можно раскрыть их сердца к исламу. Должники – те, кто погрязли в долгах и не могут их погасить, или те, кого постигло несчастье, вследствие чего они потеряли своё имущество. Путники – это те, кто находится в дали от страны своего проживания. Деньги им выделяются для того, чтобы они могли достичь своих целей, если им не хватает собственных средств. Сюда также входят переселенцы, беженцы и покинувшие свои дома из-за войны. Закят должен распределяться там, где проживает сам закятоплательщик. Исключения составляют случаи, предусмотренные шариатом, такие, как не живущие рядом близкие родственники, находящиеся в бедственном положении; отсутствие бедняков или крайне сложное положение находящихся вдали мусульман. К примеру, жители Европы могут отправлять закят в государства, где мусульмане находятся в крайне бедственном положении. Нельзя отдавать закят тем, кого мусульманин обязан содержать сам: отцу, жене, детям. Предпочтительнее распределять его между бедными и нуждающимися из числа родственников и соседей, так как это способствует укреплению родственных уз и установлению добрососедских отношений. Нельзя выплачивать закят нечестивцу (грешнику), работоспособному и неверующему, за исключением случаев, когда это делается с целью привлечь неверующих в ислам. Нельзя отдавать закят рабочим, которые работают у закятоплательщика, так как в этом для него есть обратная выгода. Мусульманин в таком случае имеет право давать им добровольную милостыню в качестве благотворительности. В условиях отсутствия власти или соответствующих организаций, оберегающих и контролирующих сбор и выплаты закята, мусульманину следует как можно усерднее стараться доставить закят тем, кому он полагается. Скачать Как осуществить расчет Закята - Юридическое пособие по исчислению Закята.